Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан


Деятельность Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю в направлении рассмотрения обращений граждан регламентируется:

– Конституцией Российской Федерации;

– Федеральным законом от 28.12.2010 N 403- ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";

– Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

– Приказами и указаниями Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю.

Информация о компетенции должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации)

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией подлежит регистрации и рассмотрению. Гражданин имеет право получить ответ по существу поставленных вопросов. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации (ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Обращения рассматриваются теми органами, которые правомочны их разрешать. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.

(Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14.01.2011).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации», основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с посредственностью, установленной ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина.

Решение вопросов законности и обоснованности действий и решений сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации не входят в компетенцию органов Следственного комитета Российской Федерации России.

Обращения граждан, в которых они выражают свое несогласие с произведенными процессуальными действиями или принятыми процессуальными решениями должностных лиц указанных органов, не могут быть разрешены по существу должностными лицами органов Следственного комитета Российской Федерации и подлежат направлению в компетентные органы.

В целях оперативного рассмотрения обращений граждан, последним разъясняется, что в случае их несогласия с действиями и решениями сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации они вправе обратиться с жалобой вышестоящему руководителю должностного лица государственного органа, с действиями и решениями которого они не согласны либо в суд.

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации регламентирован Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72.

В соответствии с п. 20. указанной инструкции, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144- 145 УПК РФ.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

Пункт 21. предусматривает, что   подобные обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», талон-уведомление при приеме заявителю не выдается.

Органы Следственного комитета не являются универсальным контролирующим органом, наделенным полномочиями по рассмотрению всех спорных правовых вопросов, возникающих между гражданами и различными государственными, муниципальными и хозяйствующими органами, организациями и учреждениями. Следственные органы действуют строго в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, не наделены правом разрешения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору и контролю за деятельностью иных правоохранительных органов.

В связи с чем, все обращения, не относящиеся к компетенции органов СК России, подлежат направлению по подведомственности без контроля.

          

Требования к письменному обращению

Письменные обращения должны содержать наименование и адрес органа, которому они адресованы, фамилию, имя, отчество обратившегося, его адрес, изложение существа обращения, дату, личную подпись.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (статья 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Не подлежат разрешению

Жалобы, заявления, обращения могут быть оставлены без разрешения и ответа в следующих случаях:

  • отсутствуют данные об авторе, не сообщившем фамилию, имя, отчество, адрес местонахождения;
  • не поддаются прочтению;
  • если в обращении содержится нецензурная брань, оскорбительные выражения, угрозы жизнью и здоровью. (Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Переписка прекращается

 В случае, если в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы, в обращении не приводятся новые доводы (статья 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Порядок обжалования

Действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа, прокурору, либо в районный суд по месту производства предварительного следствия (ст.ст.123, 125 УПК РФ).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд (ст. 144 УПК РФ).

 

Порядок приема сообщений о преступлениях

Поводом и основанием для возбуждения уголовного дела служат:

  • Заявления о преступлениях, в которых содержатся сведения о совершенном или готовящемся преступлении, и имеется достаточно данных, указывающих на наличие признаков состава преступления; (скачать образец письменного заявления);
  • заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении; 
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге регистрации сообщений о преступлениях и к выдаче заявителю документа (талона - уведомления) о принятии сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Решение, по поступившему сообщению, о преступлении должно быть принято в срок не позднее 3 суток со дня его поступления в прокуратуру.

В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен, до 10 суток, а в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ, при необходимости проведения документальных проверок или ревизий, до 30 суток.

Анонимные заявления поводом для возбуждения уголовного дела не являются. Если в таких заявлениях содержатся данные о готовящихся или совершенных преступлениях, они направляются в правоохранительные органы для возможного использования в оперативных целях в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

 

Порядок рассмотрения обращений граждан

 В Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и его структурных подразделениях, в соответствии с их полномочиями, разрешаются заявления и сообщения о преступлениях, жалобы на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов, а также жалобы и иные обращения по вопросам следствия, поступившие от граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных и иных лиц.

Письменное обращение должно содержать наименование органа Следственного комитета либо фамилию, должность лица, которым оно адресовано, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату.
По обращению, не содержащему сведений о фамилии и почтовом адресе лица, направившего его (анонимное обращение), а также в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ не дается.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда для этого следует обратиться.

Не подлежат разрешению запросы и обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов Следственного комитета Российской Федерации по расследованию уголовных дел. Об этом автору обращения направляется мотивированное сообщение.

Обращение, в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, может быть оставлено без ответа по существу, с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

На обращения, содержащие угрозы жизни, причинения вреда здоровью или имуществу должностного лица или членов его семьи, ответ по существу также не дается. Они передаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя для принятия соответствующих мер реагирования.

Без разрешения может быть оставлено обращение, которое по содержанию лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно неоднократно проверялось и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом следственного органа Следственного комитета.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности для ознакомления с материалами и отдельными документами принимают должностные лица, правомочные принимать решения по существу обращения.

Обращения граждан, должностных и других лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.

При отказе в удовлетворении обращений граждан ответ должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

В зданиях, занимаемых следственными органами, устанавливаются ящики "Для обращений и заявлений", которые размещаются в доступных для заявителей местах.